В начале нового учебного года мы с ребятами
повторяли изученный в 1-3 классах материал, в том числе и названия компонентов и
результатов арифметических действий, способы нахождения различных компонентов. Многие
из ребят отлично выучили правило, повторили, рассказали, выполнили практическую
работу, но были и такие, кому удалось вызубрить правило, но применить его на практике
без ошибок не получалось или совсем не вспомнили названия компонентов и правил
их нахождения. Тогда я вспомнила об одном
упражнении, которое есть в программном обеспечении нашего интерактивного
стола. Оно называется «Числовые монстры».
Предложила детям, которые отлично сдали зачёт по компонентам арифметических
действий и тем, у кого этого не получилось, объединиться и поиграть в игру. В
этом случае, одни негласно стали проверяющими, которым пришлось контролировать
процесс и результаты не только своей деятельности, но и своих товарищей, другие
– проверяемыми, которым необходимо учиться осознавать возникающие трудности и искать
способы их преодоления, адекватно оценивать свои достижения.
Суть игры заключается в
следующем: детям необходимо приготовить завтрак для группы весёлых монстров. У
каждого монстра есть любимое число, которое указано на его животе. Когда игра
начнётся, нужно перевернуть карточки с изображением видов еды на столе ActivTable и найти выражения
(по УМК «Гармония» понятие «уравнение» вводится в конце 4 класса), в которых
неизвестные компоненты или результаты равны любимому числу выбранного ребёнком
монстра.
Детям моя идея очень понравилась,
так как игра – это ведущий вид деятельности в начальной школе, тем более герои
игры – монстры! Кроме того, им необходимо было осознать учебную задачу и включиться
в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве одноклассниками –
это для меня имело решающее значение.
Игра началась, ребята называли
друг другу компоненты, выделяли неизвестный компонент арифметического действия
и находили его значение, помогали, если возникало затруднение. Учеником
приходилось целенаправленно использовать
математические знания, умения и навыки в игровой деятельности. В ходе
игры дети учились вычислять значение числового выражения (содержащего 2 - 3
арифметических действия, со скобками и без скобок), отрабатывали вычислительные
навыки.
Наблюдая за детьми со стороны, я
в очередной раз убедилась, что совместная деятельность в спокойной доброжелательной
атмосфере, нахождение детей в ситуации взаимообучения, приносит хорошие плоды.
Так, работая в группах сменного состава, выполнили несколько раз упражнение с
разными вариантами выражений. Некоторые ребята, которым никак не удавалось
сдать зачёт, повторили в игровой форме компоненты, запомнили способы их
нахождения и успешно выполнили практическое задание уже в тетрадях. Так, лёгким движением нескольких детских рук, «нудная» сдача зачёта превратилась в
увлекательную игру.