Не так давно я уже писала о своём опыте использования лэпбука, а также о том, что это больше индивидуальная или парная/групповая работа, которую можно организовать не только при проведении исследования в рамках внеурочной деятельности, но и для систематизации учебного материала на уроке.
В прошлый раз работа была организована с целым классом, лэпбук «Осенние изменения в жизни животных» благополучно хранится в шкафу и, вероятно, мы к нему ещё обратимся при повторении материала. Мне же хотелось, чтобы подобная книжка-раскладушка была у каждого из моих учеников, чтобы они заполнили её, принесли домой, показали и рассказали родителям о том учебном материале, который содержится в ней, чтобы они время от времени открывали её и повторяли учебный материал. Как раз в это время (русский язык, 3 класс) мы вплотную подошли к изучению частей речи. Представьте себе, какой объём материала должен уложиться в голове младших школьников, ещё не вполне умеющих систематизировать и структурировать информацию, отделяя важное от второстепенного, наращивая её по мере изучения учебного материала. Так родилась идея с лэпбуком «Части речи».
Хочу сразу заметить, что мы всегда составляли с детьми карточки-подсказки по разным предметам. Но это была разрозненная информация, не дающая представления детям о чёткой структуре и взаимосвязи изучаемого материала. Хотелось же, чтобы информация «по полочкам» была разложена в голове каждого из моих учеников.
Чтобы заинтриговать детей и мотивировать их к оформлению нового лэпбука, принесла на урок уже готовую книжку-раскладушку с секретами.
Раскрывать всех секретов сразу не стала, договорились, что на уроке технологии вырежем все заготовки и приступим к постепенному оформлению уже на уроках русского языка.
Так как материал о самостоятельных и служебных частях речи был изучен ранее, его мы повторили при заполнении первых кармашков-секретиков. Для тех же, кто напрочь забыл о том, что частица НЕ с глаголом пишется раздельно, что перед союзами А, НО всегда стоит запятая – это стало большим подспорьем.
Далее работа продвигалась по мере изучения различных частей речи. К концу первого полугодия мы структурировали и зафиксировали самую важную информацию по теме Части речи, что, я уверена, поможет детям легко справиться с новым видом работы со словом - морфологическим разбором, к изучению которого мы приступим сразу после каникул.
Кроме того, во втором полугодии мы познакомимся с тремя склонениями имён существительных и заполним ещё один кармашек-секретик, а уже в 4 классе с глаголами I и II спряжения.
В завершении, каждый из ребят по-своему подписал и украсил обложку лэпбука.
Но вывод сделали все один и тот же:
Теперь, если при выполнении домашнего задания или самостоятельной работы у ребёнка возникают проблемы с определением падежа имени существительного или формы глагола, ему нужно просто открыть его книжку-раскладушку и воспользоваться подсказкой.
Предполагаю, что многие из моих коллег, читая эти строки, скажут: этот материал дети должны знать наизусть, а не подсматривать в шпаргалки подобного рода. Я же придерживаюсь такого мнения: если ребёнку дано от природы схватывать всё на лету, то ему эти подсказки будут и не нужны. Всю структуру данного учебного материала такой ребёнок будет держать в голове. Если же у ребёнка проблемы с запоминанием информации, плохо развита долговременная память, а таких детей сегодня всё больше и больше, потому что клиповое мышление давно стало преобладать над понятийным, то ему подобная книжка-раскладушка просто необходима. Она становится постоянным помощником ученика, основой его уверенности в своих способностях преодолевать трудности. Ученик не тратит время на то, чтобы вспомнить правило или какую-то другую важную информацию, он пользуется лэпбуком. Вероятнее всего, ребёнок будет пользоваться подсказкой первые дни или недели, посмотрит раз, другой и так постепенно запомнит. Этот приём очень похож на работу со схемой-опорой, которая со временем остаётся в голове ребёнка в виде яркого образа.
Скачать шаблон лэпбука "Части речи" |