Русский язык. 4 класс. Тема «Спряжение глагола». Не случайно
эта тема изучается во втором полугодии, так
как является одной из самых трудных, думаю, не только для четвероклассников.
Начинаем с изучения неопределённой формы глагола, овладения спряжением глаголов. В процессе работы мне необходимо создать такие условия, при
которых у детей начнёт формироваться устойчивый навык правописания безударных
личных окончаний глаголов. Для этого должно возникнуть понимание важности этого
навыка, основанное, конечно же, на интересе. Интерес, как обычно, вызываю с
помощью проблемы, которая вдруг возникает перед детьми. КлеЮт или клеЯт. Вот в чём вопрос!
Итак, создаём условия, полагаясь на пирамиду обучения.
При изучении такой сложной темы, не стоит довольствоваться
малым, поэтому выбираем те виды деятельности, которые способствуют достижению
высоких результатов. А первый шаг к этому мы уже сделали в начале третьей четверти
– поставили парты так, чтобы дети могли без проблем взаимодействовать друг с
другом на любом этапе урока. Теперь они смотрят не в затылок друг другу, а в
глаза. Первый вид деятельности - групповое обсуждение, в ходе
которого дети устанавливают последовательность
действий, которая помогает определить, каким будет окончание глагола. Затем уточняем
информацию по учебнику (второй вид – чтение). Кстати, в нашем учебнике "К тайнам нашего языка" (авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко) предлагают замечательную подсказку, которой и я уже пользуюсь много лет для определения личного окончания глагола в 3 лице множественного числа. Когда мы определили к какому спряжению относится глагол, подставляем слово подсказку. Для I спряжения - ЕдУТ, для II спряжения - ИспЯТ. Теперь дети точно знают, что слово клеят пишется с буквой я! Чтобы установилась прочная связь между знаниями и
применением их на практике при решении орфографических задач, необходим третий
вид – выполнение практических заданий.
Интерактивная среда класса – вот, что нам поможет!
Пока одна группа выполняет задания на карточках, другая в
этот момент упражняется у доски, а третья закрепляет полученные знания с
помощью интерактивного стола ActivTable.
У каждой группы своё задание, но после того, как оно
выполнено происходит смена видов деятельности, группы меняются местами. Но
прежде, чем дети приступят к выполнению своего упражнения, они выполняют проверку
работы предыдущей группы.
Таким образом, происходит многократное повторение алгоритма,
применение полученных знаний на практике и обучение других, в случае, если были
допущены ошибки. А это ещё один вид деятельности – самый продуктивный, в
соответствии с пирамидой обучения. Конечно, были и такие, кто допустил более трёх ошибок! Для них было подготовлено ещё одно задание - под контролем ученика-консультанта выполнить упражнение в LearningApps.org, заранее размещённое в блоге класса. К сожалению, беспроводного Интернета у нас нет, да и 3G связь детям недоступна, пришлось в очередной раз поделиться с детьми своим девайсом.
Не секрет, что работа в группе помогает ребёнку осмыслить
учебные действия. Такая форма организации работы на уроке позволяет обеспечить
условия для совместной учебной работы детей, предполагающей их непосредственное
обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми
учениками без вмешательства учителя. Наблюдая за детьми в ходе урока, отметила
для себя, что, работая совместно, дети быстро спланировали свою деятельность,
договорились о функции каждого члена группы и приступили к работе.
Таким образом, в ходе урока у детей
формировались универсальные учебные действия, специальные учебные умения, обеспечивались
личностные, метапредметные и предметные результаты. Неожиданно, как это бывает при выполнении очень интересной
работы, урок подошёл к концу. Дети взяли
с меня обещание, что в следующий раз на уроке русского языка будут такие же
интересные задания.
Вечером, размышляя над тем, чем же ещё можно удивить и
заинтересовать моих Digital natives, вспомнила о замечательном ресурсе Елены
Чулихиной «Сборник дидактических материалов по русскому языку. 4 класс»,
который легко переконвертировала в ActivInspire и на следующий день принесла на урок. ActivInspire работает на
интерактивном столе, поэтому группам было чем заняться и на последующих уроках.
P.S. Проверочная работа по теме
«Безударные личные окончания глаголов» показала качество знаний - 75%.
|