1 класс - начало не только активной учебной поры, но и удивительных научных (в некотором роде) исследований и открытий. Сегодня познакомлю вас с ходом и результатами нашего первого исследовательского проекта "Зачем растениям нужна вода?".
На уроках окружающего мира мы говорили о живой природе, о растениях. Детям стало интересно, как растения пьют воду, как она движется по ним, куда и как она потом из них выходит. Эти вопросы мы взяли за основу и начали наше исследование, фиксируя всё происходящее в дневниках наблюдений. (Распечатайте как брошюру)
Главным героем стал свежий и крепкий стебель сельдерея. Пролежав 3 часа на подоконнике, он сильно подвял и стебель его стал мягким, поэтому было принято решение поставить его в воду с добавлением пищевого красителя.
Через несколько часов листья сельдерея окрасились в красный цвет, а сам он "воспрял духом" и принял вертикальное положение. Стало понятно, что вода помогла сельдерею стать снова крепким. Но как она это сделала, каким способом она продвигается по растению?
Цель следующего этапа - не только рассказать, но и показать детям, что растения состоят из клеток, которые наполнены водой, а движение растения, переходящего из подвядшего состояния с поникшим стеблем в вертикальное положение, называется тургорным движением, вызванным тургорным давлением.
Объяснить это детям 7 лет очень сложно, поэтому решили смоделировать данный процесс с помощью изюма. Изюм стал у нас моделью клетки подвядшего сельдерея, которая потеряла много воды (её израсходовало само растение, не имея другого источника) и от этого потеряла объём, "сдулась". Налили в стакан воды и положили в неё изюм. Через день, другой дети заметили, что изюм стал снова набирать объём и увеличиваться в размерах. Так стало понятно, что такое тургорное давление.
Оставалось только увидеть, как это давление приводит стебель сельдерея в движение. Конечно, можно было бы снять весь процесс на видео, затем посмотреть в ускоренном режиме, но таких возможностей у нас просто нет. Поэтому снова пришлось создавать модель из подручных средств.
Мы вырезали цветок из бумаги, сложили его лепестки. В тарелку налили воды, аккуратно положили цветок в воду и начали наблюдать за "волшебством", потому что лепестки (они играли роль стебля сельдерея), наполняясь водой, начинали постепенно раскрываться.
Вот такие чудеса творятся у нас в классе! |