Как часто мы в своих классах наблюдаем такую картину: перемена, дети сидят за партами (по одному или кучкам) и играют в игру, установленную на телефоне. Телефон/смартфон/планшет – это часть повседневной жизни современного человека, следовательно, задача учителя – познакомить детей с возможностями продуктивного использования этого инструмента.
Не так давно в одном из сетевых сообществ прочитала статью. Её заголовок, "За" или "против" использования мобильных телефонов на уроках", в очередной раз заставил задуматься и вспомнить о том, как часто учителя на своих уроках говорят фразу "Убрали свои телефоны!". А я поступаю с точностью до наоборот!
У моих второклассников пока только кнопочные телефоны, смартфоны ожидаются детьми в качестве подарков на день рождения. Поэтому я даю детям свой смартфон или планшет. Однажды коллега увидела, как дети выполняют работу и при этом используют мой планшет. Вы бы видели её округлившиеся глаза и немые вопросы в них: Зачем!?! Это что за панибратство?!?! Вещи учителя брать нельзя! А если разобьют!?!
Я понимаю и принимаю все риски, всегда доверяла детям и буду доверять! В классе предлагаю воспользоваться гаджетом для выполнения интерактивных заданий онлайн сервиса learningapps.org. Для быстрого поиска задания распечатала карточки с их QR кодами. Именно тогда пояснила детям, что это не просто картинки, а закодированная информация, которую можно считать с помощью специального приложения QR Code Reader. Когда дети впервые попробовали сканировать коды, и интерактивное задание автоматически открылось, то восприняли это как волшебство!
Что можно сканировать стало понятно, но вот как информация превращается в код – это предстояло ещё выяснить. Участвуя с детьми в сетевом проекте "Унылая пора! Очей очарованье!" придумывали загадки об овощах и фруктах, которые люди собирают осенью, а затем с помощью онлайн сервиса превращали загадки в QR коды. Выяснили и этот вопрос.
Теперь я знаю точно, что мои 7 – 8-летние ученики обратят внимание на QR коды при посещении музеев или в других общественных местах, смогут отсканировать их и познакомиться с информацией, закодированной в них.
Вне стен классной комнаты мы тоже смогли найти применение мобильным устройствам. В начале сентября всей школой ходили в поход. Решили с ребятами протестировать приложение LikeThat Garde. Увы, листья вяза оно опознало как лещину. Сразу обсудили, почему так произошло - листья очень похожи. Но лещина - это кустарник, а вяз - дерево. Вспомнили, что изучали на уроках окружающего мира. Учу детей во всём находить положительные стороны!
Около школы начали наблюдение за березой: где больше пожелтевшей листвы сверху или снизу, снаружи кроны или внутри. С помощью планшета сделали первый снимок дерева, который сразу же загрузился в Dropbox и уже "ждал" нас в папке компьютера. Быстро и удобно! При использовании фотоаппарата пришлось бы повозиться со шнурами или флеш-накопителем.
Позже приступили к фенологическим наблюдениям и начали заполнение Дневника погоды. Температуру воздуха ребята каждое утро записывали дома, определяя её по термометрам, которые висят у них за окошками. А вот флюгера на крыше дома не оказалось ни у кого. Но эту проблему мы смогли решить: ребята из 3 класса, которые тоже участвовали в проекте, сделали переносной флюгер и разрешили нам им пользоваться.
Возникла другая проблема: где взять компас, чтобы правильно выставить стороны света? Раньше в школе были компасы, теперь их не стало, не знаю по какой причине и куда делись. Но это нас не остановило - скачали приложение на планшет и вышли на улицу.
Мои второклассники самостоятельно определили стороны света, установили флюгер и стали наблюдать. Выяснили направление ветра и решили проверить, не ошиблись ли мы. Приложение Гизметео показало восточное направление, а у нас юго-восточное. Отклонение есть, но небольшое.
Это наши первые шаги в использовании мобильных устройств в образовательных целях. Надеюсь, что когда у детей появятся собственные гаджеты, родители не буду против, чтобы установить на них парочку полезных приложений.
Итак, я голосую "ЗА" использование мобильных устройств в обучении! Коллеги, а вы? |