С наступлением весны пробуждается не только природа от весенней спячки, но и рождаются интересные идеи в умах некоторых учителей)).
Путешествуя по просторам Интернета, случайно увидела фотографию, на которой фасоль росла в пластиковом контейнере. Эта идея настолько захватила, что пришла мысль реализовать целый проект с детьми.
Подготовка заняла немного времени. Потребовался пластиковый конверт, салфетка, вата и несколько семян фасоли.
Для записи наблюдений подготовила журнал. Его можно скачать по ссылке.
Обсудили с детьми цель и задачи нашего исследования, записали в журнал.
Задачи, которые предстояло решить:
- выяснить условия, при которых фасоль сможет прорасти;
- спрогнозировать, какая часть растения появится первой, сделать выводы: почему;
- проследить этапы её развития и зафиксировать их;
- выяснить, на каком этапе развития ростку перестанет хватать питания;
- пересадить росток в землю и продолжить наблюдения;
- сделать выводы по завершению наблюдений.
Посадка:
К салфетке приклеили на клей ПВА семена фасоли (когда семена зафиксированы, легче за ними наблюдать и делать снимки). Аккуратно вложили в конверт. Сзади уложили вату и хорошо увлажнили её. Закрыли конверт на замок и зафиксировали его с помощью клейкой ленты на стекле. Теперь оставалось только ждать.
Кстати, многие мои ученики решил дома вести собственные наблюдение за семенами тыквы, фасоли, гороха, арбуза. Вот пример использования контейнера с крышкой.
Через 4 дня у первой фасолины появился маленький корешок. Через несколько дней и остальные пошли в рост. Ребята сразу сделали вывод, что первая фасолина находится с краю и получает больше света, поэтому, скорее всего, она первая и начала расти.
Каждый день, приходя в школу, ребята бегут к окну, чтобы посмотреть, какие изменения произошли в нашем питомнике. Сразу же делаем фото и фиксируем произошедшие наблюдения в журнал. Конверт мы открыли на прошлой неделе, теперь следим, чтобы в нём постоянно была вода.
Мы уже смогли проследить этапы развития растения, узнали названия некоторых его частей (например, семядоли и зародышевый стебелёк), сделали рисунки.
Фасоль растёт так быстро, что получается фиксировать изменения в течение дня. Вот, например, образец №4 в 8.00 и в 13.30.
Наши наблюдения длятся 21 день (с 1 марта). В последнее время стали замечать, что у образца под №1 (самый первый) стебель тоньше, чем у №2. Возможной причиной ребята назвали то, что корни второго образца прикрепились к погибшему семени, а значит, они не только воду получают, но и дополнительное питание.
Кроме того, образцы №2, №3 быстрее распустили вторые листочки, чем №1. Сегодня приняли решение, что пора что-то предпринять, чтобы помочь нашему «первенцу». Решили пересадить его в горшок с землёй, чтобы сравнить, какое же растение теперь будет расти быстрее.
Наши наблюдения продолжаются, поэтому продолжение следует… |