С 27 по 29
марта 2013 года в Санкт-Петербурге проходила IV Международная конференция
«Информационные технологии для Новой школы», на которой мне посчастливилось
побывать.
День 1
С самого
утра переполняло волнение от предстоящей встречи с коллегами-друзьями, общение
с которыми проходило до сих пор только в Сети.
Волнение усиливалось ещё и от того, что я, проживая в почти сельской
местности, никак не могу смириться с интенсивным движением в больших городах,
и, простаивая в очередной пробке, боялась не успеть к 10 часам на открытие
конференции, на пленарное заседание, которые проходили в этот день во Второй Санкт-Петербургской гимназии.
Переплетение
прошлого и настоящего в этом старом, величественном здании с богатейшей
историей, с высокими потолками, широкими лестницами и коридорами, особенно
подчёркивала выставка современного интерактивного оборудования, презентация инновационных
продуктов. Огромный
актовый зал вместил в себя около 700 человек из 10 стран, 39 регионов РФ.
Педагогическое сообщество переполнял заряд бодрости, радости от встречи с
увлечёнными своим делом профессионалами.
Захожу в зал и вижу, что мне уже машут
рукой, направляюсь к пятому ряду у окна и попадаю под вспышку объектива
фотоаппарата Марии Смирновой – такого вездесущего огонька,
который всегда и всё успевает, и постоянно мерцает то там, то здесь, увлекая за
собой. Смущаюсь, но очень рада такой встрече! Кругом знакомые лица: Светлана Шейкина (Самарская область), Татьяна Жукова (Калужская область), Жанна Ховрычева, Елена Разживина (Санкт-Петербург). Мария
торжественно посвящает меня в группу активистов Началки и вручает чудесные подарки. Вдруг
обнаруживаю, сидящую впереди меня Ольгу Фёдоровну Брыксину, дистанционные мастер-классы
которой посещаю всегда с большим удовольствием. Мы тепло приветствуем друг
друга, и волнение уходит, потому что понимаю, что я в кругу друзей,
единомышленников, от общения с которыми снова получу массу положительных
эмоций, идей, мыслей для размышления.
Начинается
пленарное заседание. Звучат выступления, на которых рассматриваются вопросы
информатизации школ, ведётся речь о трансформации образования, при которой
важную роль играет личный энтузиазм каждого педагога (с чем я полностью
согласна, так как без желания, мотивации невозможно заставить человека что-либо
делать). В этом же ключе прозвучало выступление Г.М. Водопьяна, заместителя
директора ГБОУ школы №550 г. Санкт-Петербурга, в ходе которого он рассказал о
модели и ключевых элементах освоения цифровых учебно-методических материалов
(ЦУММ) в условиях школы. Докладчик приводил много примеров из практики, просто,
лаконично, порой с юмором, говорил о достаточно сложных процессах неизбежного
перехода к ЦУММ, к которому многие школы пока не готовы.
Выступление
О.Ф. Брыксиной, кандидата педагогических наук, заведующей кафедрой «ИКТ в образовании»
ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», Самара,
«ИКТ как средство достижения образовательных результатов в условиях внедрения
ФГОС», конечно, должно было продолжаться гораздо дольше, чем 15 минут, так как
тема объёмная, вызывающая вопросы, требующая тщательного изучения.
В заключение
пленарного заседания – Юрий Ээльмаа, к.п.н., методист Санкт-Петербургского
Регионального центра оценки качества образования и ИТ, о новых формах
профессионального развития педагогов. По окончании этого выступления сделала
для себя вывод, я на правильном пути своего профессионального развития:
- курсы
повышения квалификации для учителя (впрочем, как и урок для ученика), не
ограничивается жёсткими временными рамками, а создают условия для моделирования
образовательной среды, которая позволяет развиваться;
- учиться, саморазвиваться в группах, в
педагогических сообществах гораздо интересней, чем в одиночку.
Официальная
часть подошла к концу и, наше развиртуализировавшееся сообщество Началки, принялось активно общаться друг с
другом, принимая в свои ряды новых участников. В этот момент к нам подошла
коллега. Я не знаю, кто она, но так приятно было услышать, мы тоже хотим к вам в Началку, нас 22 учителя
начальных классов, мы приехали на конференцию из Воронежской области.
Позавидовала им в душе, ведь понятно, что все они были делегированы органом
управления образованием Воронежской области на эту конференцию.
На этом
первый день участия в конференции для меня был завершён. Нужно было успеть выполнить
программу максимум и посетить как можно больше достопримечательностей Санкт-Петербурга,
который мог бы быть моей малой родиной, если бы не влажный климат и сложившиеся
обстоятельства.
День 2
Не знаю, как
было в прошлые года, но в этот раз организаторы конференции очень удачно
спланировали работу. Каждый участник имел возможность заранее записаться на
мастер-классы и получить индивидуальный маршрутный лист, с которым очень легко
было ориентироваться.
Мне повезло,
всё три мастер-класса, на которые я записалась в этот день, проходили в одной
аудитории. Несмотря на неизменные декорации, каждый ведущий мастер-класса
погружал нас, участников, в новый мир, который раздвигает горизонты
образовательного пространства.
Мастер-класс
Марии Смирновой «Блог класса как развивающая
образовательная среда в условиях реализации ФГОС. Проектирование урока в блоге»
Образовательный
блог веду уже несколько лет и даже делала попытки
проведения блог-уроков, но не хватало теоретической основы, чёткого
представления с чего начать и как продолжить, понимания логики отбора учебного
содержания и его организации в блог-уроке. Теперь я точно знаю, что даже
технические трудности можно решить, если есть желание! А самое главное, что
блог-урок - это возможность создать
условия, при которых меняется роль ученика. Когда он не на словах, а на деле
становится активным участником образовательного процесса в ходе своей
продуктивной деятельности (поиска, сбора, анализа информации) способен
самостоятельно или в группе создать новый учебный контент (что полностью
отвечает требованиям ФГОС НОО).
В ходе
мастер-класса была организована групповая работа. Каждая группа получила своё
задание. В связи с тем, что на мастер-классе были те, кто уже не первый год
ведет собственный блог и те, кто ничего об этом не знает, мне выпала честь быть
модератором одной из групп.
Задания для
каждой группы было разные:
1.
Разработать
модель урока в блоге для дистанционного обучения.
2. Разработать модель урока в блоге в
формате групповой работы.
3.
Разработать
модель урока в блоге в модели 1:1.
Несмотря на
то, что некоторые работали в этой среде впервые, настроены были все очень
решительно и в процессе создания материалов для уроков изучали новые
веб-сервисы (Google, LearningApps.org, Bubbl.us), готовили в них задания и
планировали создание детьми подобных продуктов.
Важно, что
Мария Алексеевна, подготовила содержательный материал, для того, чтобы
показать, как можно и нужно подготовить блог-урок, а участники мастер-класса
были заинтересованы и увлечены процессом. Мастер-класс на одном дыхании!
Мастер-класс
О.Ф. Брыксиной «Критериальный подход к оценке
on-line продуктов в условиях ФГОС»
Оценивание в
условиях ФГОС очень сложный для меня процесс. Не пришло пока полного осознания
и понимания, а на мастер-классе Ольги Фёдоровны я отчасти поняла, почему. В
голове никак не укладывалось, почему критерии оценивания относятся к
инструментам оценивания, наряду с проверочными листами, ментальными картами и
т.д. Возможно, их стоило бы вынести из этого списка.
В основе
стандарта лежит системно-деятельностный подход, а учитывая, что современные
дети являются Digital Native (примерно можно перевести как
коренной житель цифрового общества, человек, родившийся в цифровом обществе),
деятельность эта должна проходить не только в материальной, но и цифровой среде.
Следовательно, продукты, созданные детьми с помощью веб-сервисов, нужно
оценить. Как это сделать? Вот именно о подходах к оцениванию предметных и
метапредметных результатов, как учителями, так и детьми (самооценивание) и шла
речь на мастер-классе.
По мнению
Ольги Фёдоровны «…у педагога должны быть сформированы прогностические умения.
Он должен не только представлять конечный продукт, создаваемый школьниками, но
и прогнозировать основные виды (способы)
деятельности, которые должен освоить школьник в процессе создания этого
продукта. Зачем? Чтобы знать, что измеряем!» Для себя отметила, что мне над
этим ещё много нужно работать!
В ходе
групповой работы попытались с коллегами разработать оценочный лист для
ментальной карты, который отразил наше видение реализации критериального
подхода.
Важно, мне
было трудно, но интересно. Путь к формулированию критериев для оценки и
самооценки намечен, но ещё остались вопросы, а значит с Ольгой Фёдоровной мы
встретимся (виртуально или реально) ещё не один раз!
Мастер-класс
Елены Ворониной и Светланы Силиной «Педагогическая кухня: домашний винегрет»
Это был
взрыв эмоции! Два филолога с огнём в глазах и с бурей эмоций в сердцах делились
с участниками мастер-класса свои опытом работы, предлагали новые идеи домашнего
задания. Они утверждают, что активное внедрение Интернет-технологий в
образовательный процесс меняет подход не только к организации работы на уроке,
но и к формам домашней работы.
Коллеги
предложили свою типологию домашнего задания, которая мне очень понравилась и
натолкнула на некоторые мысли:
- домашнее
задание на завтра (запланированное);
-
«растянутое» по времени;
- внезапное,
возникшее по ходу урока.
Заинтересовало
домашнее задание, в ходе которого, дети создают совместную Google-презентацию. В качестве примера,
презентация «А.П. Чехов», где каждый слайд – это работа
одного ученика. По крупицам дети собирали факты о жизни и творчестве писателя,
при этом информация от слайда к слайду не должна повториться. Обязательно
попробую такой вид работы в 4 классе.
Практическая
деятельность, конечно же, групповая, именно работа в группах даёт наиболее
значимый результат. Заданием для участников мастер-класса было посмотреть видеоролик (мультфильм студии Александра
Петрова) и выполнить одно из предложенных заданий (для старшеклассников) с
помощью любого веб-сервиса. Наша группа, учителя начальных классов, придумала
своё домашнее задание, для младших школьников, чем поразила и очаровала ведущих
мастер-класса.
Важно,
домашние задания могут быть интересными, разнообразными и продуктивными (а не
репродуктивными)! По окончании конференции появилось новое направление для
обсуждения – что такое «мультдидактика»? (Людмила Рождественская)
В этот день
одновременно шло большое количество мастер-классов, на которых хотелось бы ещё
побывать! Большое количество информации, заинтересованных, увлечённых своим
делом профессионалов, положительные эмоции и большое желание снова здесь
побывать!
День 3
К сожалению,
мастер-класс «Использование возможностей интерактивной доски Smart Board в
начальной школе» по причине болезни ведущего не состоялся, а очень хотелось
пообщаться с коллегами, познакомиться с их опытом работы. Поэтому этот день
решила посвятить городу!
Красивый,
чистый город, где живут приветливые люди, готовые рассказывать о нём
бесконечно! Гуляла по городу и просто любовалась! Но точно решила, я ещё сюда
вернусь, приеду на конференцию и обязательно с мастер-классом!
|