Процесс оценивания результатов деятельности обучающихся является важной частью образовательного процесса. Наряду с итоговым оцениванием в современной школе всё большее значение приобретает формирующее оценивание, которое (по результатам исследований) является одним из эффективных способов повышения образовательных достижений учеников и способно помочь сократить разрыв между учениками разного уровня успешности.
Формирующее оценивание или оценивание для обучения может быть только критериальным. При этом критерии разрабатываются не только учителем, но и совместно с учениками.
А что же такое критерии? Как их определить?
Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Вовлечённость детей в процесс оценивания, который является непрерывным(!), заранее известные критерии оценивания способствуют формированию у учеников навыков и привычки к самооценке.
На фотографиях таблицы "Мои достижения" по математике и обучению грамоте, которые дети заполнили в конце первого полугодия. Для меня этот инструмент самодиагностики является одним из любимых, потому что даёт представление о том, как дети понимают (и понимают ли) собственное продвижение в процессе учения.
Мы можем 100500 раз сказать ученику, что у него что-то не получается и он должен уделить этой проблеме больше внимания. Пока он сам этого не увидит и не осознает, дело не тронется с мёртвой точки. Этот процесс, конечно же, сложный и часто зависит от уровня мотивации ребёнка, но начать работать в этом направлении нужно обязательно!
Ещё один, мной очень любимый, инструмент - методика "Карты понятий" или "Кластеры".
Он позволяет учителю увидеть:
- насколько хорошо дети разбираются в теме;
- умеют ли они выделять значимую информацию;
- получается ли у них устанавливать связи между отдельными элементами темы и каков уровень сложности установленных структурных взаимосвязей;
- удалось ли ученикам систематизировать свои знания.
На фотографиях наши кластеры по теме "Животные" (1 класс). Пока дети учатся работать с этим инструментом с моим сопровождением, чуть позже начнут работать самостоятельно. Вот тогда мне станет понятно, как развиваются мои ученики, умеют ли они мыслить образами и устанавливать причинно-следственные связи, запоминают учебный материал осмысленно или механически.
Самооценивание на каждом уроке - это обязательное условие для запуска механизма обратной связи, которая является основной функцией формирующего оценивания.
На фотография примеры самооценивания на уроках математики и русского языка в 1 классе. Данный вид работы позволяет осознать ребёнку, в чём заключается его проблема, каких знаний или компетенций ему не хватает и вместе с учителем спланировать свои дальнейшие действия для решения данной проблемы.
Коллеги, если необходимо разместить здесь файл для скачивания таблиц "Мои достижения" (фотографии 1 и 2), напишите об этом в комментарии.
|