Четверг
17.08.2017
00:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Понятовской Юлии Николаевны
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Мини-чат

Главная » 2015 » Август » 17 » ФГОС сквозь призму проектной деятельности
ФГОС сквозь призму проектной деятельности
17:08

Когда в 2011 году в силу вступил федеральный государственный стандарт начального общего образования, написанный сложным научным языком, учителя запаниковали. Но были и те, кто сумел разобраться в этом документе (буквально разложили по полочкам) и объяснить остальным на понятных и доступных примерах, что всё не так уж и страшно. Это Ольга Фёдоровна Брыксина, Елена Станиславовна Галанжина и Мария Алексеевна Смирнова, которые написали учебник «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе», изданный в 2015 году в издательстве «Академия».  Стало понятно, что многие формы и методы организации учебного процесса сохранились, изменились лишь подходы к его организации и появились новые инструменты, пользуясь которыми и ученики, и учителя способны достичь высоких результатов в обучении.

Всем известно, что в основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который является основным подходом к формированию универсальных учебных действий. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность.

Проект направлен на достижение уникального результата, а его важной составляющей, способной повысить мотивацию к познавательной деятельности и развить творческие способности, является свобода самостоятельного выбора. Мотивация - это интерес, ребёнок выбирает то, что ему интересно, значит он будет с энтузиазмом исследовать, изучать интересующие его вопросы, создавать уникальные продукты, взаимодействовать с другими людьми, приобретая при этом компетенции, так необходимые человеку в 21 веке.

Основываясь на стандарте, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность обеспечивает условия:

- для формирования  готовности  к  саморазвитию  и  непрерывному образованию;

- для активной учебно­-познавательной деятельности обучающихся;

- для построения  образовательного  процесса  с  учётом  индивидуальных возрастных, психологических  и  физиологических  особенностей обучающихся.

Таким образом, проектная деятельность создаёт условия для организации дифференцированного обучения, позволяет включать в работу детей с различными познавательными потребностями.

Это хорошо можно проследить на примерах сетевых проектов, проводимых на сайте Nachalka.com. Выбор предоставляется учителю ещё на этапе их анонсирования (выбор темы, возможность корректировки рабочей программы в соответствии со сроками проекта и т.п.). Затем обучающиеся выбирают группы и роли, которые им наиболее интересны. При этом нет строго разделения и дети имеют возможность проявить себя в разных ролях, чтобы прийти к самоопределению. При этом ученики становятся активными участниками образовательного процесса, а учитель их консультантом, дети учатся вместе с учителем планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.

Системно-деятельностный подход предлагает учителю новое содержание, новые ценности образования, но, к сожалению, не предлагает обновления средств обучения. Именно поэтому ценность сетевой проектной деятельности увеличивается. Участие в сетевых проектах даёт толчок к саморазвитию и непрерывному образованию не только обучающимся, но и учителям. Получая опыт участия в проектах, они пересматривают свои подходы, средства, методы и формы организации учебной деятельности, то есть происходит обновление средств обучения.

Стандарт выдвигает системные требования:

- к представлению содержания обучения (ориентация на самостоятельную работу обучающихся, возможность составления индивидуального маршрута, использование средств ИКТ, межпредметные связи);

- к выбору образовательных технологий, где ведущая роль принадлежит обучающимся, деятельность имеет проблемный, продуктивный характер и присутствуют коммуникации;

- к оцениванию результатов образовательного процесса (участие обучающихся, критериальное оценивание, оценивание сформированности компетенций).

Каждое из этих требований можно реализовать с помощью проектной деятельности, как урочной, так и внеурочной. Задача учителя -  вовлечь детей в учебный процесс, а это требует от него определённых усилий. Проект должен быть продуман и спланирован с учётом системных требований Стандарта. Он должен основываться на междисциплинарных связях в контексте окружающего нас мира и его проблем, обеспечить условия для развития у обучающихся умений высокого уровня. Всё это соответствует ФГОС НОО, так как он ориентирован  на  достижение высоких результатов и становление  личностных  характеристик обучающихся, которые должны соответствовать портрету выпускника начальной школы, определяемому Стандартом. Рассмотрим на примерах, как проекты  позволяют реализовать перечисленные требования Стандарта на практике.

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия, которые планируются при разработке любого проекта, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и могут лишь варьироваться в зависимости от конкретных целей и задач.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

-обобщение, классификация, умозаключения, выводы;

- создание, преобразование информации в модели и схемы;

- работа с информацией, смысловое чтение;

- формирование и развитие компетенций в использовании ИКТ.

Регулятивные УУД:

- определение цели и задач;

- планирование работы;

- самоконтроль и корректировка;

- оценивание своей работы.

Коммуникативные УУД:

- организация учебного сотрудничества и взаимодействия;

- владение устной и письменной речью, умение вести диалог.

Характеристика обучающегося
Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.

Личностные результаты
Самоопределение:
- место, где я живу;
- моя страна;
- разнообразие культур.

Проекты:
"Чудеса, да и только!"
Автор: Жукова Татьяна Анатольевна

"Дом, который построил..."
Автор: Литвинова Татьяна Владимировна

 

Характеристика обучающегося

Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.

Личностные результаты
Самоопределение:
- моя семья;
- разнообразие национальностей;
- общение с окружающими людьми;
- здоровый образ жизни, гигиена.

Проекты:
Путешествие с Емелей в страну Безопасности"
Автор: Разживина Елена Александровна

"Моя семья - мое богатство"
Автор: Ховрычева Жанна Анатольевна

 

Характеристика обучающегося

Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества, умеющий  учиться,  осознающий  важность  образования  и самообразования  для  жизни  и  деятельности.

Личностные результаты
Самоопределение:
- мои увлечения;
- моя учёба;
- общение с окружающими людьми;
- здоровый образ жизни, гигиена.

Проекты:
"Вперед, за временем!"
Автор: Дудина Галина Викторовна

"Свет наш, Солнышко, скажи!"
Автор: Асафьева Ольга Ситтиковна

 

Характеристика обучающегося

Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.

Личностные результаты
Самоопределение:
- мои увлечения;
- правила поведения в общественных местах;
- общение с окружающими людьми;
- здоровый образ жизни, гигиена.

Проекты:
"В гостях у дедушки Этикета"
Авторы: Танкова Елена Владиславовна, Терентьева Татьяна Мироновна

"Недаром помнит вся Россия"
Автор: Качева Елена Валерьевна

 

Характеристика обучающегося

Уважающий  других  людей,  умеющий  вести  конструктивный  диалог, достигать  взаимопонимания,  сотрудничать  для  достижения  общих результатов.

Личностные результаты
Самоопределение:
- мои увлечения;
- общение с окружающими людьми.

Проекты:
"Про палочку-выручалочку, мешок яблок и дружбу"
Автор: Качева Елена Валерьевна

"Мужской разговор"
Авторы: Брыксина Ольга Федоровна и студенты ПГСГА

 

Характеристика обучающегося

Осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Личностные результаты
Самоопределение:
- общение с окружающими людьми;
- здоровый образ жизни, гигиена;
- экологическая культура.

Проекты:
"Азбука питания"
Авторы: Комарова Ольга Николаевна, Хорошева Светлана Евграфовна

"Если ты природе друг"
Авторы: Белых Татьяна Вячеславовна, Никульникова Людмила Вячеславовна

 

Характеристика обучающегося

Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Личностные результаты
Самоопределение:
- мои увлечения;
- моя учёба;
- общение с окружающими людьми;
- здоровый образ жизни, гигиена;
- экологическая культура.

Проект:
"Путешествие в страну Профессий"
Автор: Калинина Галина Васильевна

Из приведённых примеров становится очевидно, что проектная методика обучения основана на Стандарте, личностно-ориентирована, предоставляет возможность каждому ученику проявить себя, быть в центре событий. В ходе работы над проектом обучающиеся взаимодействуют, принимают решения, используют различные инструменты оценивания, то есть овладевают универсальными учебными действиями. Здесь не учителя показывают, что они знают и умеют, как они работают, а сами ученики.

Просмотров: 383 | Добавил: ponyatovskaya | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Август 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Друзья сайта
                 
  



Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы.
                                  

 

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2017