Несколько лет назад начала изучение методических материалов французского педагога Селестена Френе. У него есть много педагогических приёмов, которые близки мне по духу, которые можно и нужно применять на своих уроках. Один из них - написание свободных текстов, начиная с 1 класса. Конечно, в обычной школе от программы далеко не уйдёшь, но есть темы в русском языке, которые дают возможность учителю организовать на уроке такую форму работы, пусть и не в чистом виде.
Сегодня мы учились с детьми писать записки (1 класс, УМК "Гармония", тема "Учимся писать записки"). Не списывать их из учебника, не составлять их на основе предложенных в учебнике слов и словосочетаний, а именно писать "от себя", излагать свои собственные мысли. Дети самостоятельно написали записки с приглашениями своим друзьям и записки-просьбы от лица своих мам (уже на основе данных в упражнении слов и словосочетаний). Кстати, одна девочка не захотела воспользоваться подсказками учебника. В упражнении предлагалось составить один из двух вариантов записок.
Вариант1: После школы сходи, пожалуйста, в магазин и купи молока.
Вариант 2: После школы сходи, пожалуйста, в аптеку, купи лекарство.
Ученица написала то, что захотела: "После школы забери, пожалуйста, из сада Ваню и Матвея". Понимаю, что она не выполнила задание так, как должно, но и ругать её за это, считаю, бессмысленным. Похвалила!
Это был очень интересный урок русского языка!
Сначала мы вспомнили, что такое имена собственные и их написание - провели опрос по теме "Имена собственные" с помощью системы тестирования ActivExpression2. При появлении диаграммы ответов в классе раздавалось долгое "Урааааа!". Думаю, что проходящие мимо кабинета люди сильно удивлялись)).
Затем обсудили, кого и куда можно пригласить, что нужно указать в записке обязательно. Дети оживились, устроили настоящий "мозговой штурм". Приступили к написанию: одни уточняли написание слов в словаре или у меня, а другие просто писали. Каждому захотелось показать свою запись, что мы и сделали с помощью документ-камеры.
При этом исправляли ошибки, которые, как оказалось, повторялись у многих одни и те же (будЕм, день_рожденИЯ и т.п.), разбирали их, старались запомнить правильное написание слов. Дети высказались, написали то, что захотели, а не то, что надо - это главное!
Мы даже не заметили, как прозвенел звонок. Значит, было интересно, значит, что-то да унесут с урока, вспомнят, когда будут писать записку другу или родителям.
Нажмите для просмотра
Написание свободных текстов позволяет учить детей мыслить, не бояться высказывать собственные мысли, в том числе и в письменной форме, задумываться при написании слов и предложений. В скором времени будем учиться писать письма. Думаю, что это будет ещё интереснее.
Селестен Френе Педагогические постоянные
Уроки Свободного текста
Мостик через речку |